Ой ходить сон коло вікон,
А дрімота — коло плота.
Питається сон дрімоти:
— А де будем ночувати?
— Де хатонька теплесенька,
Де дитина малесенька,—
Там ми будем ночувати,
Дитиночку колихати.
Ой на кота та воркота,
На дитину та й дрімота,
Котик буде воркотати,
Дитинонька буде спати.
Приходила коляда
Накануне Рождества
Кто даст пирога,
Тому полон хлев скота,
Овин с овсом,
Жеребца с хвостом!
Кто не даст пирога,
Тому куричья нога,
Пест, да лопата,
Корова горбата.
По реке корыто плывет. В корыте Котонай сидит. Хвостом правит, одной лапой гребет, другой - сеть в воду бросает. Ловит Котонай зелёных русалок и в мешок складывает. Набрал полный мешок, причалил к берегу и отправился в дорогу.
Наступила ночь. Котонай с мешком пришел в город. Стучит в окошко и спрашивает:
- У вас в люльке дитя спит?
Ему отвечают:
- Спит.
Стучит Котонай в другое окошко. Спрашивает:
- У вас в люльке дитя спит?
Ему отвечают:
- Спит.
Стучит в третье окошко. Спрашивает:
- У вас в люльке дитя спит?
Ему говорят:
- Нет! Не слушается, глаза не закрывает, не засыпает!
А Котонай им:
- Так берите русалок, вот - целый мешок принёс. Кто балуется, не спит по ночам - того русалки до смерти защекочивают.
- Нет, нет, Котонай! Не нужны нам твои русалки. Наше дитя уже глаза закрывает, засыпает. Уходи!
Нечего делать. Взвалил Котонай мешок с русалками на спину и отправился в обратный путь. Пришел к реке и вытряхнул из мешка в воду русалок. Не пригодились.
В материнском фольклоре колыбельных песен исходной точкой отсчета в мировой системе координат становится ребенок, лежащий в своей колыбели, а пространство окружающего мира выстраивается вокруг ребенка через противопоставление теплого дома-защиты, внутри которого находится колыбель с младенцем, и опасного внешнего мира – темного леса, луга, речки, куда до поры до времени ребенку ходить не надо.
Событие смерти рассматривается русской культурой в свете его насыщенности аксиологическими смыслами. Она далеко не всегда является наказанием и трагедией, а скорее наградой и апофеозом. Образ «русского героя» как мученика и страдальца делает ее приход желанным, а облик привлекательным. Оправдание смерти — одна из главным тем русской философии и русской литературы. Такой подход дает возможность разрешать «неразрешимые загадки бытия», не впадая при этом в противоречия. Обратимся к примерам.
Интуитивное стремление взрослого человека, принадлежащего к традиционной народной культуре, как можно раньше дать ребенку понятийно-образную систему опор для его мировосприятия, психологически точно соответствует такому же стремлению со стороны самого ребенка.
Фольклористы, этнографы, культурологи могут многое рассказать о моделях мира древних египтян и ацтеков, австралийских аборигенов и народов Сибири, - вопрос же о том, как и кем формируется и что представляет собой модель мира современных детей, покрыт мраком неизвестности в гораздо большей степени, чем модель мира алеутских эскимосов