С днем Ивана Купалы народ связывал свои представления
о неимоверных богатствах природы. Люди ждали не только богатого урожая,
но и еще большей щедрости - успеха в поисках спрятанных сокровищ. Так
рождались многие легенды. Самая распространенная из них повествует о
том, что в день Ивана Купалы многие растения приобретают особую целебную
силу. Главное место занимал папоротник, который в эту ночь якобы цветет
чудесным огненным цветом, указывая таким образом на зарытый в этом
месте клад. "Есть трава папороть. Растет в лесах около болот, в мокрых
местах, в лугах. А цветет она накануне Иванова дня в полночь, одним
часом отцветает, а цветет точно огонь горит".
Много поверий связано с нечистой силой. Считалось, что на Ивана
Купалу ведьмы справляют свой праздник, который заключается в усиленном
причинении зла людям. Мол, у ведьм хранится вода, вскипяченная с пеплом
купальского костра, и на Ивана Купалу, обрызгав себя этой водою, ведьма
могла преспокойно лететь куда ей вздумается.
Иван Купала принадлежал к числу самых почитаемых,
самых важных, самых разгульных праздников в году, в нём принимало
участие всё население, причём традиция требовала активного включения
каждого во все обряды, действа, особого поведения, обязательного
выполнения и соблюдения ряда правил, запретов, обычаев. Иванов день
заполнен обрядами, связанными с водой. Поутру в Иванов день купаться -
обычай всенародный, и только в некоторых областях крестьяне считали
такое купание опасным, так как в Иванов день считается именинником сам
водяной, который терпеть не может, когда в его царство лезут люди, и
мстит им тем, что топит всякого неосторожного.
Один из довольно распространённых купальских обрядов - обливание
водой всякого встречного и поперечного. "Деревенские парни, - писал
орловский корреспондент в середине прошлого века, - одеваются в старое,
грязное бельё и отправляются с вёдрами и кувшинами на речку, где
наполняют их самою грязною, мутною водой, а то и просто жидкой грязью, и
идут по деревне, обливая всех и каждого и делая исключение только для
стариков и малолеток. Но всего охотнее, разумеется, обливают девушек:
парни врываются даже в дома, вытаскивают и выносят девушек на улицу
силой и здесь с ног до головы окачивают водой и грязью. В свою очередь, и
девушки стараются отомстить парням и тоже бегут на реку за водой.
Кончается дело тем, что молодёжь, перепачканная, мокрая, в прилипшей к
телу одежде, гурьбой устремляется на речку и здесь, выбрав укромное
местечко, подальше от строгих глаз старших, купается вместе, причём,
разумеется, и парни и девушки остаются в одеждах."
Главная особенность купальской ночи - очищающие
костры. Вокруг них плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше тот
будет счастливее. "Огонь очищает от всякия скверны плоти и духа, - писал
один из этнографов XIX века, - и на Ивана Купалу прыгает через него вся
русская деревенщина". В некоторых местах через купальский огонь
прогоняли домашнюю скотину для защиты её от мора. В купальских кострах
матери сжигали снятые с хворых детей сорочки, чтобы вместе с этим бельём
сгорели и самые болезни. Молодёжь, подростки, дети, напрыгавшись через
костры, устраивали шумные весёлые игры, потасовки, бег наперегонки.
Обязательно играли в горелки.
|