Историческая песня всегда говорит о действительно живших людях, чем-либо заслуживших известность, прославившихся, а также иных событиях. В песнях поется о том, как царь Иван завоевал Казань, как женился на черкешенке Марии Темркжовпе, как Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения пришли спасать Москву от захватчиков, как Степан Разин бороздил Волгу на своих стругах, как в Полтавском бою Солдаты Петра одержали решительную победу над врагом, как Лугачея пригрозил графу Панину, как генералиссимус Александр велел армии переплыть море; как фельдмаршал Михаил Кутузов вступился за тесть России, Минувшая история проходит в песнях такой,какой ие пережил народ, как он понял ее.Исторические песни с их обостренным вниманием к событиям, участником которых был сам народ, легко переходят в поэзию бунта и ггро-тсота, Антикрепостнические песни, песни о солдатчине, так пазынаемые «разбойничьи» и тюремные песни, и отличии от собственно исторических песен, говорят о повседневности, а но о каких-либо исключительных, неповторимых событиях, о делах отдельных прославившихся лиц. Эта поэзия ценна выражением массового социального протеста, и как море вбирает ь себя реки, так и она вобрала в себя творчество, разыоо ко тину и характеру. В особенности здесь много чисто лирических мотивов. Так,одна из песен начинается обычным лирическим иносказанием: пост в лесу соловушка, кукует горькая кукушка, их слушает сенная, дворовая, девушка и вторит вх пению:Государыни родная матушка! Выкуп» из неволюшки. Иа янве-люшкл - Дому барского: ПрнстояликЕ, резвы ноженьки. /Гримахались болы рученьки. и печали развит по-новому: он обрел острый социально-классовый смысл.Создание новых песен на основе прежних совершалось и при изменении песен о солдатских походах:Как и шли-про шли солдаты молодые, До 3D пими идут матушки родимо, жолькн не вилят.Солдаты говорят матерям:«Ох ни матушки роднпе, Да наполнить вам сипя морн следами. По исходить-то вам кьтрой земли яа памив, Цесни протеста не обязательно иесни-зкалобы. Зловещим весельем веет от песни «Как за барами житье было привольное...» Сладко попито, поеднпо. нахожено, Ьволю корушки без хлебушка поглозкеио. Босиком снигу потоптано. Спинушку кнутом побито. . . Избавление от такого бедствия видели в бегстве. Уйдя от господина, Крестьянин становился мстителем. Его называли «разбойником», но оп нападал только на бар и купцов. Собираем хлеб не оеямши, Ир цепом молотим —слогом По дворянским пг> голонушкмм Дн пи опипушквм купеческим... Жизнь крестьянских сыновей, искавших себе воли, кончалась, как правило, острогом, кандалами, тюрьмой. Трагедия бунтарей воспроизве¬дена с большой выразительной силой в тюремных песнях: тужит в клетке ясный сокол; жаворонок тешит своей незатейливой песней колодников в земляной тюрьме; шумит дубровушка — молодец думу думает: заутра допрос у царя п казнь. Необозрима область жизни, охваченная пословицами И поговорками.
Пословица и поговорка —одновременно и явление языка, и явление искусства. Емкое пословичное суждение только в речи раскрывает свой смысл. «II к в своп сани не садись» — говорит пословица. Ее употребляют, когда хотят сказать: не равняйся с тем, кто тебе не ровен по полоению, но она может иметь и другой смысл: це берись не за свое дело. Л как разнообразны могут быть сами случаи, к которым применяют эту пословицу. Их просто невозможно перечислить. Стоит подумать над тем, почему мы не прямо называем вещи своими именами, а прибегаем к окольной речи, намекам, аналогии, которая всегда есть в каждой настоящей пословице. Дело в том, что пословица, кроме обобщенной мысли, содержит оценку— насмешку, сожаление, восторг, удивление, - выражает человеческие чувства. Вот и пословицу «Не в свои сани не садись» народ употребляет для порицания, смешанного с насмешкой. А. С. Пушкин рассказывает о старике из сказки о золотой рыбке: Поэт уловил особенности употреблении пословиц к народной речи. Поговорка — общепринятое образное выражение и тоже существует в речи для эмоциональных оценок. Одно дело сказать о ком-либо, что оп пришел внезапно, другое — сказать: «Свалился как снег на голову».
|