Костюм древних славян в IV—VII веках сохранял память об их кочевом прошлом и конструктивно был схож с одеждой их кочевых соседей, в частности сарматов (см.Пояса сарматские).
Славянские мужчины носили штаны и короткополую рубашку с длинными суживающимися к кисти рукавами. Ее опоясывали в несколько раз узким поясом с подоткнутыми концами По мере расселения славян во второй половине I тыс. н. э. из предполагаемого центра их первичной оседлости между Днепром и Одером на север и северо-восток холодные зимы этого региона способствовали закреплению в их традиции характерных для кочевников форм одежды, а именно: глухой рубахи, распашных кафтанов и нешироких штанов.
С конца VIII века начинаются походы викингов на Русь, постепенно перераставшие в мирные торговые отношения. В конце IX века викинги приходят в Новгород, а затем и в Киев, где воцаряется норманнская по происхождению династия Рюриковичей. Скандинавы активно нанимаются на службу в русские дружины, в связи с чем военизированная одежда викингов и их кожаные ремни получают широкое распространение на территории первого государственного объединения восточных славян Киевской Руси. В XI—XII веках брачные и семейные связи русских князей с королями викингов закрепляют взаимопроникновение скандинавской и славянской одежды .
По данным арабских путешественников начала Х века, восточные славяне одевались в костюм норманнского типа, а именно в рубашку с узкими длинными рукавами и кафтан без рукавов, подпоясанные ремнем, украшенным бронзовыми накладками и камнями. Ремни были тканными из шерстяной грубой пряжи или кожаными. Согласно преданию среди княжеских дружинников славились пояса из кожи дикого тура.
В Х веке одежды норманнского типа для знатных руссов шили из дорогих византийских тканей. Это говорит о том, что древнерусский костюм складывался на пересечении культур европейского севера и средиземноморского юга. Влияния этих культур наслаивались на коренные традиции многочисленных восточнославянских племен, каждое из которых по-своему орнаментировало пояса и имело отличительную форму пряжек.
С принятием христианства в 988 г. из Византии в костюме киевской знати происходят кардинальные изменения, связанные с влиянием Константинополя
В XI—XII веках через династические браки с королевствами Западной Европы и торговые связи на Русь попадут пояса ближневосточного типа, заимствованные в ходе крестовых походов .
Короткополые варяжские костюмы уступают место длиннополым византийским облачениям. Киевские князья и их жены одевались в длинные прямые туники, перехваченные широкими шелковыми поясами, драгоценные накладки и пряжки которых поблескивали из-под длинных кафтанов и широких плащей .
В XI—XIII веках богатые люди выделялись одеждами из дорогих привозных тканей и поясами, иногда целиком сделанными из золота . Простолюдины носили рубашки с разрезным спереди воротом, подпоясываясь, как и их предки, тонким поясом. Тканые пояса не сохранились, но в погребениях иногда находят кожаные пояса шириной 1,5 2 см с медными пряжками.
После установления татаро-монгольского ига на Руси в конце XIII века древнерусский костюм испытал очередную волну влияния кочевых форм одежды.
Окончательный синтез праславянской кочевой, славянской племенной, скандинавской, степной и византийской традиций произойдет в XIV—XV веках и завершится кульминацией древнерусского костюма в XVI—XVII веках .
|