Глубинная колыбельная Здесь много символов. Животные, характеризующие вечерние часы, типичны для колыбельных песен:
Бай, бай, бай, бай,
Ты, собачка, не лай,
Ты, собачка, не лай,
Мою дочку не пугай.
Придёт серенький волчок
и укусит за бочок
Заяц интересен не только сменой цвета шкурки на зиму, про него также
говорят, что это более ночное, чем дневное животное. Днем заяц спит,
а как начнет темнеть он пробирается за пропитанием.
Поэтому в колыбельных пели:
Ай баю-то, баиньки,
Прибегали заиньки,
Стали в скрипочку играть,
А сыночек — засыпать.
Кошка, Кот — звери ночи, с наступлением темноты они охотятся, а днем спят.
Котик, котенька, коток,
Котик — серенький хвосток.
Приди котик ночевать,
Нашу деточку качать.
Черные, как наступающая ночь, Галки, прилетают успокаивать детей:
Баиньки, баиньки,
Прилетали галыньки.
Рябенькая Курочка также символизирует наступление темноты.
Гулюшки, Вороны, Грачи — также неотъемлемые персонажи колыбельных.
Через такое многообразие животных и птиц в колыбельных песнях передано
различное время наступления сумерек зимой и летом, весной и осенью.
Ритмика колыбельных песен монотонно-успокаивающая. Ее многократно
повторяющийся рисунок, изредка позволяющий импровизационную вольность,
идет от моторности действия. Мерно раскачивая люльку, тихо напевает
женщина однообразную ритмически, незатейливую или прихотливую мелодию,
чтобы скорее заснул младенец.
Сон и смерть в понятии древних были двумя схожими качествами одного
состояния — покоя. В мышлении народа также явно прослеживается
равнозначность люльки и гроба. Форма люльки напоминала форму гроба.
Умирающий человек, как и засыпающий ребенок, не могли сами молиться,
и чтобы души их были спокойны, уходили в благостные миры, за них
молились родные. Поэтому так важно было отпевание усопших и опевание
отходящих ко сну.
Баюкающие песни, прибаютки, по своему образно-музыкальному строю имеют
древнюю основу заговора, приближаются к молитвенному состоянию. От них
пошло выражение «кот баюн», так как «баить» — значит «говорить», «баю,
баю» — равно «говорю, уговариваю, шепчу, знахарю, заговариваю (что
подтверждается в словаре В. Даля) на сон грядущий, чтобы мой ребенок
уснул и рос бы крепким и здоровым».
«Убаюкать» — значит заговорить от порчи и сглаза.
Баюшки именно распевались матерью ночью над младенцем, т.е.
произносились в определенном ритме, метре, звуковысотности,
с элементами рифмы, так как наши предки знали, что слово, сказанное
необычным способом, произнесенное со значимостью, гораздо белее весомо,
влиятельно и имеет большую силу, чем обыденная речь.
Часто присутствие в колыбельных темы смерти вызывает испуг и недоумение
современного человека, но древнее понимание мира совершенно отлично
от последующего, оно более мудро и глубоко. Ночь была не страшна, так
как естественна. После нее приходит утро. Так же как человеку необходим
сон, после него наступает пробуждение. Отсюда идет понятие о бессмертии
души, о ее вечном возрождении в новой жизни.
В четком ритме вращаются небесные светила, бесконечное количество раз
вьется спираль Времени, разворачивается спираль эволюции человека.
Более совершенным должен он родиться на земле, обновленным,
восстановившим силы проснуться ото сна. И помогает ему в этом,
посредством пения, подключение к вечной гармонии неба.
Колыбельные песни — тот чистый родник, который питает самые глубокие,
самые потаенные корни древа всей последующей жизни человека. Поэтому
нужно собирать, хранить и как можно чаще петь их нашим детям.
|