Колядка - это календарная песня,для которой характерно определённое содержание, славящее или Рождество Христово или просто первый день нового года. Январскими календами в Риме начинался новый год. Эти дни отмечались весьма торжественно. При этом обменивались визитами, дарили друг другу подарки и выражали пожелания устно или в форме песен. фото Э.Туги Затем с приходом эры Рождества Христова, церковь восприняла эти обычаи, связав их с Рождеством. Песня, связанная с рождественской тематикой с тех пор и называется - колядка. Некоторые из используемых ныне колядок возникли ещё в первой половине XV века. Широко известна красивая колядка «Тихая ночь» , она существует на многих языках. Новый Год по старому стилю не завершает череду празднеств. В разгаре Святки, длящиеся двенадцать дней после Рождества Христова. И именно в это время издревле было принято колядовать. Традиция колядовать восходит еще к языческим дохристианским временам и была привязана к празднованию зимнего солнцестояния. С появлением христианства получилось, что древние праздники с их ряжеными, походами по домам с пением за подарки, гаданием, всем этим развеселым зимним языческим разгулом предательски соседствовали с Рождеством, Святками, с постом. Потому Церковь постаралась искоренить древние традиции путем передвижек в календаре и постепенным растворением старых праздников в новых. Что полностью, правда, так и не удалось, в итоге языческое и христианское переплелось самым причудливым образом. Изначально колядки основывались на так называемой аграрной магии, призывающей к земледельцам хороший урожай, благополучие, счастливый брак и приплод в семье. Но постепенно появлялись колядки, фактически рождественские песнопения, повествующие о различных событиях из жизни Иисуса Христа. Однако Православная Церковь не жаловала произведения на подобные темы, излагаемые не всегда в строгом соответствии с церковными канонами. Более упрощенная, лубочная, доступная для понимания простым народом форма изложения библейских историй в виде колядок, песенных повествований, собственно, и идущая от народа, нарушала монополию Церкви на трактовку библейских событий. Традиции веселого святочно-зимнего празднования объявлялись греховными. Отсюда пошла традиция, по которой по окончании празднеств нагулявшиеся вволю "греховодники" смывали грехи, окунаясь на Крещение в прорубь. В России колядка отличается более религиозным оттенком, чем у других славянских народов.
|