Языческий смысл и стилистика просматриваются в некоторых народных
традициях празднования 14 января — дня святителя Василия Великого, когда
по старому календарю праздновался Новый год.
Несмотря на память
православного святого, калядование в этот день шло по вполне языческому
обряду: рано утром в дом прибегали дети, бросали в иконы зерно, гоготали
как гуси, изображали домашних животных, — все это, по языческим
представлениям, способствовало плодородию. Иногда колядовщики
переодевались в необычные костюмы: вывернутые наизнанку шубы, страшные
маски.
В Карпатах до сих пор можно увидеть такие процессии. Смысл такого
переодевания также архаичный: переодетый нечистью колядовщик
олицетворял мертвеца, предка, который помогал «плодородию». Как правило,
одевались так именно на Новый год, 14 января, и исполняли в этом случае
исключительно посевные, то есть языческие колядки. Этот обычай был
распространен не только в Карпатах, но и по всей России, только у нас
это осуждалось Церковью. «Новогодних» колядовщиков не пускали в дом, а
одаривали угощениями за порогом или через окно. Кроме того, тем, кто на
Святки ходил в «личине», полагалось обязательно окунуться на Крещение в
«иордани» — специально вырубленной в реке и освященной проруби: смыть
грех. «Христославных» колядовщиков, напротив, приглашали в избы.
|