Святочные гадания сопровождались иногда пением, а иногда
таинственным молчанием. Существенный предмет гадания - суженый. Только в
святочные дни девушки имеют право сидеть подле суженых и годать при
них. Матушки весело тарабарят про старину, грустят о девичьим житье,
припоминают прежние счастливые годы и шепотом просят красных девиц
загадать судьбу.
Молодые женщины добровольно вступали в обязанности свах. Об остальном предоставляли хлопотать родителям.
Богатый дом, назначаемый сборным местом для девиц, посылал "нарядных
с делом" просить старых и молодых посидеть вечером: подразумевалось
просить девушек на святочные игры и посиделки. Посылались "с нарядным
делом" старые женщины и нянюшки, которые ходили по домам сзывать на
Святки. При приглашении они приговаривали: "Если милости вашей не
оскорбительно, просят пожаловать с братцем" - который всегда был в
числе суженых.
Нарядных с делом принимали с поклонами и почестями и сторались
хорошо угостить. Чарка вина встречала и провожала их. Матушки хлопотали
наперед у нарядных с делом: кто будет из молодых. Но они хранили
глубокое молчание. Сметливые хозяйки одаривали их подарками. Тогда
нарядные с делом открывали все и обещали хвалить их дочерей перед всеми
почими.
К вечеру появлялась "бабка-позыватка": ее угощали еще усерднее,
потому что она ходила высматривать невест. Бабки-позыватки получали от
девиц подарки, узелки с орехами, пряникоми и винными ягодами. Отдавая
их, девица улыбалась и приговаривала: "Вот те, бабушка, возьми, не
прогневайся, внучкам твоим зубки позабавить, а тебе на потешенье".
"Вестимо, мать моя, - отвечала бабка-позыватка, - благодарствуем". И
уходила с поклонами.
Одаренная трубила по всем домам о любезности и красоте девушки, которая "в доме родителей сущий ангельчик".
В некоторых местах приглашения на вечер получали за несколько дней, а в других - в тот же самый вечер.
В прежние годы съезжались девушки длинным поездом; матушки неотлучно
находились при своих дочерях. Рассказывали старые люди, что на Святки
съезжалось званых гостей до ста человек и гуляли несколько дней сряду.
Девичьи посиделки превращались в многодневные пиры.
И вот наступал первый святочный вечер... По улицам тянулись поезды, в которых везли девушек в званый дом погостить на Святках.
Матушки, оставляя дочку в званом доме, со слезами просили "принять
свою ненаглядную дитятку, утешать и миловать". Уверения хозяйки дома:
"Не осрамим себя, удоволим детище, не бросим себя в грязь" -
сопровождали приезжих до ворот. Таковы были встречи для всех девушек.
Званые девушки тотчас дружились. С первого вечера подруженьки
придумывали разные затеи: что делать на Святках? Чему быть днем, чему
вечером? Новых гостей угощали всевозможными яствами, вареными и
печеными. Укладывали спать на пуховых перинах посреди комнаты, на полу,
с разными гаданиями.
На следующий день хозяйка с нетепением ожидала обедень, чтобы
поднять своих гостей. Едва только слышался колокольный звон, она уже
стояла в дверях и приговаривала: "Пора, пора, красные девицы, вставать!
Ваши суженые давным-давно встали; три овина обмолотили; на вороных
конях проезжали; своих суженых искали. Что снилось, что во сне
виделось?"
С последними словами, растворяя двери, входила хозяйка с бабушками и
красными девицами разгадывать сны. Среди этих
бабушек всегда были свахи, подосланные от суженых, бабки-позыватки,
подговоренные с вечера матушками замечать за свахами и разгадывать сны,
когда откроются недоброжелатели. Хозяева не могли отказать свахам и
бабкам-позываткам: это значило бы нарушить старые обычаи и посориться
со всем городом.
Девичьи сны и отгадывания бабушек повторялись от слова до слова на
всех Святках. Прежде всего начинала рассказывать самая богатая
девушка... А когда же они начинались? Святки то? С 25 декабря начинались на Руси Святки, веселое время
для всех возрастов. Утро дети проводили в "славлении" и "виршевании".
Славление заключалось в хождении с вертепом (ящиком), звездой,рацеями и
виршами. Вертеп в Сибири, например устраивался в виде ящика с двумя
ярусами. В верхнем ярусе изображалась смерть Ирода, а в нижнем -
Иродиадины пляски. В вертепе горели свечи. Славельщики ходили с ним по
домам. За пение нагрождали деньгами и пирогами. Для сбора пирогов один
человек носил кузов, деньги в тарелку собирал сборщик. На рассвете к
ним присоединялись губочники, которые учавствовали в дележе.
Хождение со звездой было общепринятым на Руси. Звезда
делалась из бумаги величиной с аршин, раскрашивалась красками и
освещалась свечами. Мальчики, прогуливаясь по улице, поворачивали звезду
в разные стороны.
За свое пение славельщики получали подарки. Они
приходили к своим патронам и милостивцам и приветствовали их виршами.
Рацеи (речь певучим говорком) переходили из поколения в поколение по
наследству.
Славление у взрослых начиналось около полудня. В
старину нем
участвовали все сословия. Корнелий Брюин так описывал московское
славление: сначала появлялись два человека с баробанами и ударяли по
ним палочками; за ними в санях ехал царь с князьями, боярами и
придворными. Входя в дом, пели стихеры и поздравляли хозяина. Хозяин
подносил царю в подарок деньги и угощал всех славельщиков. Великий Петр
участвовал в славлении в 1702 году с великолепным поездом у Бранса и
Лупса. Славельщиков записывали в списки и за небытие наказывали
плетями.
В наши дни вместо славления взрослые ездят с поздравлениями в гости к родным и знакомым.
С 26 декабря на Руси начинались гадания и переряживания.
"Васильев вечер" для русских девиц был очень важным
днем. Он приходился на восьмой день Святок, когда святочные гадания
были в самом разгаре. Наши прапрабабушки думали, что святочные гадания
на Васильев вечер всегда сбываются и чтобы ни вышло по гаданию в этот
вечер, то обязательно сбудится.
В Васильев вечер происходили варения каши, засевание зерен, хождения по домам.
Варение каши совершалось до рассвета. Старшая в доме
женщина в два часа ночи приносила из амбара крупу. Старший мужчина
приносил воды из реки или колодца. Крупа и вода должны были стоять на
столе до тех пор, пока не истопится печь. К ним никто не имел права
прикосаться, в противном случае могла случиться беда. Когда нужно
затирать кашу, все семейство садилось за стол, а старшая женщина,
причитая, размешивала кашу со словами: "Сеяли, ростили гречу во все
лето; уродилась наша греча и крупна, и румяна; звали-позывали нашу
гречу во Царьград побывать, на княжой пир пировать; поехала греча во
Царьград побывать со князьями, со боярами, с честным овсом, золотым
ячменем; ждали гречу, дожидали у каменных врат; встречали гречу князья и
бояре, сажали гречу за дубовый стол пир пировать; приехала наша греча к
ним гостевать".
После этого все вставали, а хозяйка вынимала кашу из печи со словами: " Милости просим к нам во двор со своим добром".
Первым делом смотрели: полон ли горшок. Нет хуже
несчастия, если каша вылезет из горшка. Если горшок треснул - тоже
хорошего не жди. Потом снимали ножом пленку: каша полная, красная
предвещала счастье всему дому, будущий хороший урожай и талантливую
дочь. Каша мелкая, белая угрожала бедами. Завтрок из каши заканчивал
попытки предсказать будущее. При плохих предзнаменованиях кашу
выбрасывали в реку.
В некоторых местах для Васильего вечера варили свиные
ноги. Поселяни ходили в этот вечер под окнами, собирали пироги и свиные
ноги, приговаривая: "Свинку да боровку выдай для Васильего вечерка".
Подходя к окнам, толпа причитала: "Кишку да ножки в верхнее окошко".
|