Устное народное творчество
 Как праздновать
Главная » 2011 » Январь » 6 » Празднуем Рождество
загрузка...
20:45
Празднуем Рождество
Рождество… Это праздник чуда и тайны. Кружится снег, чувствуется запах свечей и елки, слышатся мелодичные рождественские напевы. Мир наполнился радостью и светом. Сияние этого света неугасимо, ведь прекрасный рождественский праздник делает всех нас лучше и чище!

 

Мы сердечно поздравляем

С Рождеством всех вас!
Счастья искренне желаем

В этот светлый час!
Пусть Вас озарит сиянье
С звездной высоты
И исполнятся желанья,
Планы и мечты.


Пусть нежданная удача
Взбудоражит кровь.
И конечно, много значат
Дружба и любовь!



Изначально Рождественские праздники были связаны со множеством народных обычаев, но они забылись, после того как в 1918 году празднование Рождества было запрещено.

Лишь в 1935 году советская власть вновь разрешила ставить и наряжать елки — правда, уже не рождественские, а новогодние. И звезды на верхушке ели стали по-советски пятиконечными. А ранее звезды были семиконечными и символизировали ту самую звезду, которая, согласно Евангелию, привела к только что родившемуся младенцу Христу волхвов.
 Рождественская звезда


Борис ПАСТЕРНАК


<br>Стояла зима. Дул ветер из степи.
И холодно было Младенцу в вертепе
На склоне холма.
Его согревало дыханье вола.
Домашние звери
Стояли в пещере,
Над яслями тёплая дымка плыла.

Доху отряхнув от постельной трухи
И зёрнышек проса,
Смотрели с утёса
Спросонья в полночную даль пастухи.

Вдали было поле в снегу и погост,
Ограды, надгробья,
Оглобля в сугробе,
И небо над кладбищем, полное звёзд.

А рядом, неведомая перед тем,
Застенчивей плошки
В оконце сторожки
Мерцала звезда по пути в Вифлеем.

Она пламенела, как стог, в стороне
От неба и Бога,
Как отблеск поджога,
Как хутор в огне и пожар на гумне.

Она возвышалась горящей скирдой
Соломы и сена
Средь целой вселенной,
Встревоженной этою новой звездой.

Растущее зарево рдело над ней
И значило что-то,
И три звездочёта
Спешили на зов небывалых огней.

За ними везли на верблюдах дары.
И ослики в сбруе, один малорослей
Другого, шажками спускались с горы.
И странным виденьем грядущей поры
Вставало вдали всё пришедшее после.

Все мысли веков, все мечты, все миры,
Всё будущее галерей и музеев,
Все шалости фей, все дела чародеев,
Все ёлки на свете, все сны детворы.

Весь трепет затепленных свечек, все цепи,
Всё великолепье цветной мишуры...

...Всё злей и свирепей дул ветер из степи..
...Все яблоки, все золотые шары.

Часть пруда скрывали верхушки ольхи,
Но часть было видно отлично отсюда
Сквозь гнёзда грачей и деревьев верхи.
Как шли вдоль запруды ослы и верблюды,
Могли хорошо разглядеть пастухи.
- Пойдёмте со всеми, поклонимся чуду, -
Сказали они, запахнув кожухи.

От шарканья по снегу сделалось жарко.
По яркой поляне листами слюды
Вели за хибарку босые следы.
На эти следы, как на пламя огарка,
Ворчали овчарки при свете звезды...

Морозная ночь походила на сказку,
И кто-то с навьюженной снежной гряды
Всё время незримо входил в их ряды.
Собаки брели, озираясь с опаской,
И жались к подпаску, и ждали беды.

По той же дороге, чрез эту же местность
Шло несколько ангелов в гуще толпы.
Незримыми делала их бестелесность,
Но шаг оставлял отпечаток стопы.

У камня толпилась орава народу.
Светало. Означились кедров стволы.
- А кто вы такие? - спросила Мария.
- Мы племя пастушье и неба послы,
Пришли вознести Вам обоим хвалы.

- Всем вместе нельзя. Подождите у входа.
Средь серой, как пепел, предутренней мглы
Топтались погонщики и овцеводы,
Ругались со всадниками пешеходы,
У выдолбленной водопойной колоды
Ревели верблюды, лягались ослы.

Светало. Рассвет, как пылинки золы,
Последние звёзды сметал с небосвода.
И только волхвов из несметного сброда
Впустила Мария в отверстье скалы.

Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,
Как месяца луч в углубленье дупла.
Ему заменяли овчинную шубу
Ослиные губы и ноздри вола.

Стояли в тени, словно в сумраке хлева,
Шептались, едва подбирая слова.
Вдруг кто-то, в потёмках, немного налево
От яслей рукой отодвинул волхва,
И тот оглянулся: с порога на Деву,
Как гостья, смотрела звезда Рождества.

1947

А вот, что писали в США о праздновании Рождества в России в позапрошлом веке:

Этот последний вопрос касается самого интересного обычая, связанного с рождественскими торжествами. Издревле существует правило, согласно которому хозяйка 'назначенного' дома выбирает для каждой приглашенной девушки кавалера, которого называют 'суженым'. В общении с барышней он обладает большими правами, чем все другие молодые люди, но одновременно обязан развлекать только ее. Такие пары называют 'сужеными', и хозяйка дома должна проявить немалую предусмотрительность при их выборе - ведь любое ее решение в таких делах должно беспрекословно выполняться не только самими парнями и девушками, но и их родителями.

Первый праздничный вечер в назначенном доме посвящается приему 'красных девиц'. С наступлением темноты возле 'назначенных' домов можно видеть толпы крестьян, собравшихся, чтобы посмотреть на гостей, посудачить о том, хорош ли у них эскорт, и с каким почетом их принимают. В дом гостеприимной хозяйки каждую девицу сопровождает длинный санный поезд. В первых санях располагаются мать и дочь, а в ногах у барышни сидит любимая компаньонка - обычно бедная девушка низшего сословия. Вторые сани предназначены для горничных: они везут ларцы с драгоценностями, всяческие сладости и пирожки, - они всегда должны быть наготове для 'красной девицы' - и подарки для прислуги хозяев, к которым они едут в гости. За ними следуют друзья, родственники и слуги - чем в большем числе, тем лучше, поскольку длина санного поезда свидетельствует о почете и уважении, которое гости оказывают хозяевам. Во главе каждого кортежа, когда он подъезжает к дому, становится бабка-позыватка - главный 'церемониймейстер' семьи.

По прибытии гости не сразу выходят из саней: среди хлопанья бичей, позвякивания колокольчиков, гомона и выкриков сотен собравшихся на улице зрителей они ждут хозяина с хозяйкой - те, получив известие о приезде гостей, выходят, чтобы встретить их у ворот. Церемония сопровождается многочисленными поклонами и приветственными жестами - но все это делается молча. Начать разговор можно только после того, как гости и хозяева вместе входят во двор. После этого гостей ведут в дом, где, помолившись перед образами, обменявшись приветствиями с соседями и другими присутствующими и выполнив весь положенный по обычаю церемониал, новоприбывшие рассаживаются.

Девушки, собравшиеся в доме, даже если прежде они никогда друг друга не видели, немедленно 'дружатся' и называют друг друга 'подруженьками'; хозяин и хозяйка, а также вся домашняя прислуга обращаются к ним 'красна девица'. В первый вечер они придумывают различные игры и затеи на следующий день, а также загадывают загадки, которых в России великое множество; в народе разгадывать загадки - одно из любимых развлечений. Когда наступает время отходить ко сну, девушек ведут в большую комнату с расстеленными на полу перинами - на них 'подруженьки' проводят ночь; по обычаю до конца праздника они должны находиться вместе.

На следующее утро весь город или деревня с рассвета гудит как улей; все обмениваются слухами о событиях предыдущего вечера. В 'назначенных домах' царят суета и переполох. Нянюшки встают с петухами, чтобы приготовить 'красным девицам' утренний напиток - смесь вина, пива и меда с пряностями, Поскольку остальные слуги тоже прикладываются к нему без ограничений, - в этот день им такое разрешается - им уже непросто должным образом исполнять поручения, которые в изобилии дает им хозяйка. Только самих 'красных девиц' никто не беспокоит, пока колокол не зазвонит к обедне. Заслышав его, хозяйка - прежде она не должна их будить - появляется на пороге комнаты и громко провозглашает: "Пора, пора, красные девицы, вставать! Ваши суженые давным-давно встали; три овина обмолотили; на двух базарах побывали; трех свиней продали; на вороных конях проезжали; своих суженых искали. Вставайте, вставайте! Расскажите, что снилось, что во сне виделось?'

Ответы на этот вопрос выслушиваются с большим вниманием: считается, что сны, которые видят 'красны девицы' на рождественские праздники, полны глубокого смысла. О них рассказывают в каждом деревенском доме, после чего хозяйка зовет бабушку-толковательницу, чтобы та четко объяснила - что же привиделось девушкам во сне. Подается завтрак; затем начинаются игры и забавы, но они обычно проходят вяло - ведь приближается время появления суженых, и девушкам, конечно, небезразлично, кого подобрали им в пару. В назначенный час двери распахиваются, и входит многочисленная процессия. Хозяин и хозяйка представляют девицам парней, которых им выбрали в кавалеры, и которые теперь будут их 'заводилами' во всех игрищах.

Вечером второго дня собираются остальные гости. Хозяин встречает их у ворот, хозяйка ожидает в дверях, а девицы - в сенях. После многочисленных приветствий и поклонов гостей рассаживают в большой зале - впрочем, место каждому выбирают весьма тщательно. Тех, кому хозяева оказывают особый почет, сажают в красном углу. Богатые старые холостяки обычно занимают место у правой стены - вместе с пожилыми дамами не из самых видных семей. Если среди присутствующих находится полная, светловолосая и краснощекая дама, ее скорее всего изберут королевой вечера, и с массой церемоний проведут на почетное место. Молодых замужних женщин размещают у левой стены; они должны соблюдать строгое молчание. Чем степеннее они держатся, тем больше восхищения вызывают: мать и свекровь, муж и братья - все гордятся их благовоспитанностью. Суженых, напротив, сажают кучками по углам - они беседуют весело, но полушепотом, поскольку шумная радость была бы нарушением приличий и неуважением к старшим. Последние, в свою очередь, не должны мешать молодежи забавляться и не вправе прерывать их разговоры.

Угощенье, которое подается в таких случаях, отличается невероятным количеством и разнообразием. Перед прибытием гостей в середине комнаты накрывается большой стол: он уставлен множеством яств, собственного изготовления или привозных (их подают на оловянных блюдах и тарелках), и бесчисленных штофов с домашними настойками и наливками, до которых так охочи русские. Как только приходят гости, их просят отведать приготовленных лакомств.

Просмотров
загрузка...
: 1293 | Добавил: Taya | Рейтинг: 2.0/1
Пятница, 03.05.2024, 14:14
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
СОДЕРЖАНИЕ
ПОПУЛЯРНОЕ
загрузка...
Категории раздела
Український фольклор [26]
Український музичний фольклор
Дитячий фольклор [7]
Колискові пісні – жанр народної родинної лірики, специфічний зміст і форма якої функціонально зумовлені присиплянням дитини в колисці
Поиск
Архив записей
ИНТЕРЕСНО
>
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

http://колядка.рф © 2024
Используются технологии uCoz