Устное народное творчество
 
Главная » 2009 » Ноябрь » 30 »

Глубинная колыбельная


загрузка...
13:10

Глубинная колыбельная

Глубинная колыбельная

Здесь много символов. Животные, характеризующие вечерние часы, типичны для колыбельных песен:

Бай, бай, бай, бай,
Ты, собачка, не лай,
Ты, собачка, не лай,
Мою дочку не пугай.

Придёт серенький волчок

и укусит за бочок


Заяц интересен не только сменой цвета шкурки на зиму, про него также говорят, что это более ночное, чем дневное животное. Днем заяц спит, а как начнет темнеть он пробирается за пропитанием. Поэтому в колыбельных пели:

Ай баю-то, баиньки,
Прибегали заиньки,
Стали в скрипочку играть,
А сыночек — засыпать.

Кошка, Кот —  звери ночи, с наступлением темноты они охотятся, а днем спят.

Котик, котенька, коток,
Котик — серенький хвосток.
Приди котик ночевать,
Нашу деточку качать.

Черные, как наступающая ночь, Галки, прилетают успокаивать детей:

Баиньки, баиньки,
Прилетали галыньки.

Рябенькая Курочка также символизирует наступление темноты.
Гулюшки, Вороны, Грачи — также неотъемлемые персонажи колыбельных.
Через такое многообразие животных и птиц в колыбельных песнях передано различное время наступления сумерек зимой и летом, весной и осенью.

Ритмика колыбельных песен монотонно-успокаивающая. Ее многократно повторяющийся рисунок, изредка позволяющий импровизационную вольность, идет от моторности действия. Мерно раскачивая люльку, тихо напевает женщина однообразную ритмически, незатейливую или прихотливую мелодию, чтобы скорее заснул младенец.

Сон и смерть в понятии древних были двумя схожими качествами одного состояния — покоя. В мышлении народа также явно прослеживается равнозначность люльки и гроба. Форма люльки напоминала форму гроба. Умирающий человек, как и засыпающий ребенок, не могли сами молиться, и чтобы души их были спокойны, уходили в благостные миры, за них молились родные. Поэтому так важно было отпевание усопших и опевание отходящих ко сну.

Баюкающие песни, прибаютки, по своему образно-музыкальному строю имеют древнюю основу заговора, приближаются к молитвенному состоянию. От них пошло выражение «кот баюн», так как «баить» — значит «говорить», «баю, баю» — равно «говорю, уговариваю, шепчу, знахарю, заговариваю (что подтверждается в словаре В. Даля) на сон грядущий, чтобы мой ребенок уснул и рос бы крепким и здоровым».

«Убаюкать» — значит заговорить от порчи и сглаза.
Баюшки именно распевались матерью ночью над младенцем, т.е. произносились в определенном ритме, метре, звуковысотности, с элементами рифмы, так как наши предки знали, что слово, сказанное необычным способом, произнесенное со значимостью, гораздо белее весомо, влиятельно и имеет большую силу, чем обыденная речь.

Часто присутствие в колыбельных темы смерти вызывает испуг и недоумение современного человека, но древнее понимание мира совершенно отлично от последующего, оно более мудро и глубоко. Ночь была не страшна, так как естественна. После нее приходит утро. Так же как человеку необходим сон, после него наступает пробуждение. Отсюда идет понятие о бессмертии души, о ее вечном возрождении в новой жизни.

В четком ритме вращаются небесные светила, бесконечное количество раз вьется спираль Времени, разворачивается спираль эволюции человека. Более совершенным должен он родиться на земле, обновленным, восстановившим силы проснуться ото сна. И помогает ему в этом, посредством пения, подключение к вечной гармонии неба.

Колыбельные песни — тот чистый родник, который питает самые глубокие, самые потаенные корни древа всей последующей жизни человека. Поэтому нужно собирать, хранить и как можно чаще петь их нашим детям.


Просмотров: 942 | Добавил: Taya | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 14.05.2024, 00:32
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
СОДЕРЖАНИЕ
ПОПУЛЯРНОЕ
загрузка...
Поиск
Архив записей
ИНТЕРЕСНО
>
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

http://колядка.рф © 2024
Используются технологии uCoz