В 2009 году уникальный белорусский народный обряд "Колядные цари", который существует только в деревне Семежево (Копыльский район, Минская область), вошел в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.
История обряда "Колядные цари" уходит корнями в XVIII век, когда недалеко от деревни Семежево стояли части царской армии.
Как говорит местное предание, в дни празднования Нового года по старому стилю (Юлианский календарь) солдаты и офицеры ходили по дворам, показывая веселое представление, за что хозяева одаривали их угощением. После того, как отряд покинул деревню, местные жители не только сохранили традицию, но и развили ее в уникальное рождественское действо.
Обряд "Колядные цари" объединил элементы карнавала и народной драмы. Его украшением стали самобытный фольклор, декоративно-прикладное искусство (костюм, предметы быта), особые рождественские блюда национальной кухни.
В народе верят, что в доме, где побывали "цари", весь год будет мир, согласие и богатство.
Возродили обряд в 1996 году: были собраны документальные материалы, свидетельства старожилов, а в самой деревне Семежево ежегодно стали проводить "Колядные цари".
По традиции, в обряде участвуют молодые мужчины и юноши – "цари".
Они одеты в белые брюки и сорочки, на груди крест-накрест повязаны красные семежевские пояса с традиционным орнаментом. На голове у них – высокие шапки, украшенные разноцветными лентами.
Каждый юноша исполняет свою роль – лекаря, барабанщика, мехоноши… Среди других персонажей – главный герой царь Максимилиан, царь Мамай, Дед и Баба.
Передвигаясь по деревенской улице, участники громкой праздничной процессии, входят в дом и разыгрывают историко-религиозную драму "Царь Максимилиан" с "батальными" сценами, секретами народного врачевания. С наступлением темноты "цари" зажигают факелы.
Проводится обряд в Щедрый вечер ("Шчадрэц", "Шчодрык") – с 13 на 14 января
Январь в Беларуси ознаменовался множеством событий и народных гуляний. Самые важные из них, а так же все самые интересные мероприятия 2013 года занесены в туристический календарь. Их составляли, опираясь на туристов о посещении праздников в предыдущие годы. Здесь и народное игрище "Жаніцьба Цярэшкі" и "Январские музыкальные вечера" - фестиваль классической музыки, и обряд "Колядные цари", внесенный в список мирового нематериального культурного наследия ЮНЕСКО, и многие другие - всего порядка 100 праздников. Конечно, в январе большая часть событий посвящена празднованию нового года, крещения и колядам. Колядные гулянья завершились в Беларуси только вчера. Их венчал старинный обряд "Тянуть Коляду на дуба" проводящийся в деревнях Березинского района Минской области. Утром 21 января собираются все жители деревни и украшают зажиночный сноп - обрядовую куклу, который приносится в один из домов 6 января перед первой колядной кутьей. Вместо куклы может использоваться кутья, сваренная в глиняном горшке, ее нужно поставить на старое колесо от телеги и привести на санях к одиноко стоящему дубу. На дуб и помещается соломенная кукла или колесо с кутьей. В начале с него сбрасывается прошлогодняя кукла или колесо и поджигается, а потом затягивается новая. Действие сопровождается обрядовыми песнями, танцами и хороводами вокруг дерева. В некоторых деревнях, чтобы умилостивить природные стихии и был хороший урожай, разбивают горшок с кутьей палками так, чтобы каша как можно дальше разлетелась в разные стороны. Ежегодный обряд "Тянуть Коляду на дуба" был возрожден в Березинском районе в 90-х годах XX в. А в 2011 году он был занесен в список нематериального историко-культурного наследия Республики Беларусь.
|